Blu-ray победил в войне форматов, но выстоит ли он перед пиратами и кризисом?

Андрей Квятковский, ТехноПортал • 7300 просмотров Написать комментарий Написать комментарий




22 мая компания LG провела в Киеве брифинг «Blu-ray технологии: тенденции и перспективы». На нем игроки рынка и представители прессы обсудили перспективы развития формата Blu-ray и и совместимой с ним техники.

Blu-ray — победитель в войне форматов

Стандарт Blu-ray окончательно победил HD-DVD в войне форматов. Ее вели с 2006 года два альянса производителей электроники: Sony, Panasonic, Pioneer, Samsung, LG, HP, Apple, Dell (за Blu-ray) против Toshiba, Intel, Sanyo, NEC, Microsoft (за HD-DVD). Крупные киностудии также вступили в этот конфликт: на сторону Blu-ray стали Sony Pictures, 20th Century Fox, Walt Disney, а на сторону HD-DVD — Universal Studios, Paramount Pictures и DreamWorks.

Развитие форматов хранения цифрового видео.

Переломным «сражением» в этой войне в январе 2008г. стал отказ компании Warner Brothers от выпуска своих фильмов на HD-DVD и полной поддержке Blu-ray. Эта компания, выпускала продукцию на носителях обеих стандартов и была последней, кто из крупных производителей контента поддерживал HD-DVD. На рынке США это отразилось весьма заметно: доля продаж Blu-ray- плееров выросла с 51% до 93%, а доля HD-DVD-плееров упала с 49 до 7%. Уже в феврале 2008г. Toshiba, создатель и главный сторонник формата HD-DVD, официально остановил его разработку и продвижение. В свою очередь, это привело к тому, что в первом квартале 2008 года объемы продаж дисков Blu-ray выросли на 351% (по сравнению с 1 кварталом 2007г.).

В результате проигрыша в этой войне убытки Toshiba составили, по разным оценкам от 660 млн. до 1 млрд. долларов. «Жертвами войны» оказались также и мирные граждане: около 700 тыс. человек купили HD-DVD плееры и 300 тыс. обзавелись внешними приводами для игровой консоли Xbox 360. Все что им осталось — раскупить остатки фильмов на HD-DVD или перейти на сторону победителя.

Blu-ray-устройства: падение спроса из-за кризиса, но радужные перспективы

Ситуацию на рынке техники, совместимой со Blu-ray, на брифинге «Blu-ray технологии: тенденции и перспективы» осветили представители LG (которая и была инициатором мероприятия). Компания имеет сильные позиции в этой сфере и видит большие перспективы нового стандарта оптических накопителей — Blu-ray.

По словам Артема Лукашева, начальника департамента AV компании LG Ukraine, в 2008 году на мировом рынке 70% проданных BR-приводов произведены LG, а по данным 1 квартал 2009 г. на рынке Украины доля этой корейской компании составила 85%. Само собой, одними приводами присутствие LG на рынке не ограничено. Корейский производитель презентовал месяц назад серию Full-HD мониторов, а в ближайшем будущем будут представлены Blu-ray домашние кинотеатры и плееры нового поколения.

Игорь Охрименко, специалист по поддержке бизнеса отдела IT технологий, в свою очередь отметил, что на мировом и украинских рынках приводы LG имеют долю 30% и 50% соответственно. Причем на Украине компания уже восьмой год подряд удерживает лидерскую позицию в этом сегменте. И планирует удержаться на первом месте и в дальнейшем.

По данным агентства IDC в 2008 году было продано 900 тыс. Blu-ray приводов, а в 2009 г. ожидается снижение спроса до 700 тыс. из-за кризисных явлений. Таким образом, доля BD-приводов составила пока только около 3% среди всех оптических устройств. Но уже в 2010 г. ожидается рост рынка (до 1,6 млн. устройств). Примечательно, что уже в 2012 г. каждый второй проданный привод будет совместим с новым форматом.

В Украине ситуация тоже оптимистичная. Пока еще приводы нового поколения занимают менее 1% рынка. Несмотря на падение продаж оптических приводов в текущем году почти на 40%, объемы продаж BD-устройств вырастут в три раза. Это можно объяснить снижением цен на устройства и растущим интересом со стороны энтузиастов IT, которых привлекает все, новое, и которые хотят быть на шаг впереди остальных.

Важный, а возможно и главный, фактор проникновении в «народ» нового стандарта — доступность носителей и совместимых устройств. Так, сейчас 1 болванка BD-R 50 Гбайт стоит около $8, лицензионный фильм — $30-35, оптический привод для ПК — $100, пишущий привод — $170, внешний USB-привод — $250.

Тенденции изменения цен оптических приводов.


Один из факторов, который поспособствует позитивной динамике, будет выпуск трех новых моделей приводов Blu-ray от LG. К этим новинкам, которые будут доступны уже июле, относятся внутренний CH08 (читает BD), внутренний BH08 (читает и пишет BD) и внешний BH08 (читает и пишет BD). Ориентировочная цена первых — 849 грн, а внешний привод — за 2098 грн. Примечательно, что в отличие от прошлогодней серии, новинки поддерживают скорость записи BD-R 8x (у прошлого поколения — 6x).

Наглядная демонстрация преимущества нового формата над привычным DVD.

По мнению экспертов, которые приняли участие в брифинге, новый стандарт может претендовать на массовость в нашей стране, когда стоимость на внутренний привод снизиться до $50, а стационарные плееры будут доступны за $100. Также прозвучала мысль, о том, что пока пираты не наладят массовый выпуск своей «продукции», производители техники не могут рассчитывать на хорошие продажи BD-устройств. От себя добавим, что производители ноутбуков не спешат активно внедрять приводы нового формата в своих продуктах — считанные модели имеют комплектации с BD-приводом.

Кино на Blu-ray: ассортимент будет больше, но цены пока не радуют

С ценами на лицензионные фильмы ситуация обстоит остро. Во-первых, ведущие поставщики лицензионного контента на BD — InterFilm и Videoservice Ukraine — пока не могут обещать снижения цен, но допускают, что в будущем это возможно. Во-вторых, лицензионным дискам трудно выдержать конкуренцию с распространяемым в Сети нелицензионным контентом (так называемых BD-rip) и потенциальной угрозой со стороны «пиратов», которые начинают продавать «серые» BD-диски. В-третьих, не очень благоприятные экономические условия снизали спрос на продукцию не первой необходимости, к которой, относиться и кино.

В ходе своего выступления, Стефан Брицкий, директор по маркетингу Videoservice Ukraine, рассказал о планах компании на рынке и привел интересные цифры о развитие носителей в сфере домашнего видео. Так, в конце 2005г. закончилась история VHS, хотя DVD-видео появилось еще 1999г. В 2006г. появился новый стандарт BD, но как ожидается он не сможет вытеснить DVD, как это произошло с VHS в свое время. В 2012, году BD-видео сможет занять 40-50% рынка видео. Кстати, рекорд по затратам потребителей на контент принадлежит пока DVD — $13 млрд. потрачено в мире на DVD-видео в 2006 г.

А что касается наполнения украинского рынка интересным контентом на BD, Videoservice Ukraine обещает в июле выпустить серию дисков с продукцией студии Disney. Это будут полностью локализованные издания, которые кроме собственно BD-диска, в комплекте будут включать и DVD. Стефан Брицкий отметил, что релизы от Disney на BD будут выходить одновременно с релизами на DVD (обычно первые отстают от вторых на приличный срок).

Одним из мотиваторов перехода с DVD на BD, по мнению представителя Videoservice Ukraine, является высокие требования к качеству контента у владельцев больших экранов. Если у вас экран 40 дюймов или меньше, то вас еще устроит DVD. А владельцы проекторов, плазменных панелей и LCD с диагональю 40″ и больше, наверняка заметят улучшение в качестве картинки после перехода на новый формат.

На мероприятии присутствовали и представители розничной торговли, в частности вице-президент, руководитель отдела проката и продаж интернет-магазина Yakaboo, Иван Богдан. Главный тезис его выступления был таким: продажи фильмов на BD растут, причем заметно (около 40% в месяц) и уже этот формат занял нишу 5-6% среди всех дисков. А продажу BD дисков этот магазин начал в 2007 году. Такой успех, представитель компании объяснил постоянным расширением ассортимента фильмов (у Yakaboo пока около 100 наименований) и аудиторией, которая предпочитает качественный лицензионный контент. А насчет влияния кризиса на продажи, Иван Богдан подчеркнул, что оно не очень заметное, потому что постоянные клиенты Yakaboo состоятельные люди и не экономят на развлечениях.

Резюме

Вывод, который мы сделали, выслушав экспертов и игроков рынка, очевиден. Революция, которая была при переходе с VHS на DVD, не состоится при переходе с DVD на BD. Ведь новый формат не вытеснит полностью DVD (как это произошло с кассетами) — по прогнозам к 2012 г. «голубые» диски займут половину рынка носителей видеоконтента. Но даже такие перспективы, иначе как радужными, не назовешь.

Ситуация в Украине менее оптимистична, на наш взгляд. Стоимость безлимитного подключения к интернету со скорость 2-4 Мбит/с в Киеве сегодня меньше, чем стоимость одного фильма на Blu-ray. Сколько людей предпочтут второе первому? Риторический вопрос. К тому же, пираты не дремлют и тоже наверняка готовятся к выпуску своей «продукции» на Blu-ray. На наш взгляд кино на Blu-ray уготована та же участь, что и другому лицензионному контенту: софту, аудио-CD и т. п. Покупатель на такой товар непременно найдется, — в первую очередь обеспеченные энтузиасты, обладающие качественным домашним кинотеатром с большой панелью или проектором. Понятно, что рассчитывать на массовые продажи не стоит. Так что вопрос, поставленный в заголовке, пока еще остается открытым для Украины, но за ее пределами, новый формат ждет светлое будущее.


Ключевые слова: исследование рынка, Blu-ray, оптические носители, оптические приводы


Отзывы


Сайт принадлежит компании ООО “Креатив Медиа” © 2007–2016
Карта сайта

ТехноПортал ВКонтакте ТехноПортал на Facebook ТехноПортал на Google+ ТехноПортал на YouTube