Как проверяют качество роуминг-услуг украинские операторы

Александра Криницкая, ТехноПортал • 9653 просмотра Написать комментарий Написать комментарий




Компания МТС предоставила первые результаты оценки качества роуминга, проводимой силами независимой компании на базе специального оборудования. ТехноПортал узнал, по каким критериям оценивают качество роуминга, и какие методы проверки данной услуги используют операторы.

Что такое роуминг?


Роуминг (от англ. roam - бродить, странствовать) - непрерывное автоматическое сопровождение абонента с сохранением его номера и пользовательского профиля при перемещении пользователя из одной сети в сеть других операторов. Иными словами, благодаря роумингу абонент имеет возможность звонить в сети другого оператора со своей постоянной SIM-карты. Татьяна Машнина, начальник отдела роуминга МТС-Украина, отметила, что различают автоматический и ручной роуминг, национальный, межстандартный. В наше время наиболее популярный автоматический - телефон абонента автоматически регистрируется в сети другого оператора без необходимости предварительно подписывать какие-либо договора. Еще несколько лет назад также актуальной была проблема с несоответствием стандартов на разных аппаратах, но сегодня владельцы более функциональных аппаратов, поддерживающих разные стандарты, практически не сталкиваются с такой проблемой.

Услуги роуминга среди абонентов очень популярны. Так, абоненты МТС-Украина могут воспользоваться международным роумингом в сетях 400 операторов-партнеров в 180 странах мира. По статистике, наиболее посещаемые украинцами страны:

  • Россия (40%),
  • Польша (6,3%),
  • Турция (5,4%),
  • Венгрия (4,6%),
  • Беларусь (4,5%),
  • Молдова (3,3%),
  • Румыния (3,2%),
  • Германия (2,9%),
  • Италия (2%),
  • Франция (1,8%).

Для удобства абонентов все операторы объединяют страны в роуминговые зоны - внутри каждой такой зоны цены на услуги остаются едиными, какой бы партнер оператора не обслуживал абонента в конкретном регионе. 


Что такое качество роуминга и как его оценивают?

Качество роуминг-услуг определяют по проценту доставленных сообщений, писем электронной почты, качеству передачи голоса - без обрывов связи, бульканья, шума в трубке и т.д. Все эти негативные моменты могут быть связаны с использованием IP-телефонии, однако, все отечественные операторы заявили нам, что данную технологию не используют. Поэтому проблемы в роуминге принято списывать загруженностью сетей зарубежного оператора и каналов передачи данных. Ведь не секрет, голосовой трафик абонента, который звонит, скажем, из Болгарии в Украину, может проходить множество этапов и перенаправляться к конечному пункту через другие страны. Кроме того, зарубежные операторы часто используют преференции в отношении своих абонентов, что не всегда положительно сказывается на качестве связи пользователей роуминга.

В роуминге абоненту связь обеспечивает именно роуминг-партнер, поэтому для любого оператора важной задачей является активная работа с роуминг-партнерами и поставщиками каналов для сохранения максимально комфортного и качественного уровня сервисов для абонентов, выезжающих за рубеж.


МТС

У каждого оператора свой подход к тестированию качества роуминг-услуг. К примеру, недавно компания МТС уже представила первые итоги тестирования качества связи в роуминге. Проект улучшения качества связи в роуминге был запущен в начале мая 2008 г. в рамках единой программы повышения качества сервисов, которые предоставляет группа компаний МТС.

Простыми словами, схема проверки выглядит так: виртуальные SIM-карты активируются удаленно через интернет на тестовых станциях в разных странах роуминг-партнеров, и в ежедневном режиме проводится автоматическое тестирование качества для выбранных  роуминг-партнеров, постоянный анализ накопительной статистики по тестам, оперативное выявление несоответствий предоставления услуг.

В целом методика тестирования услуг в роуминге МТС состоит в том, что ежедневно выполняются замеры уровня качества следующих мобильных сервисов:

  • качество передачи речи (Voice Quality);
  • переадресация вызова;
  • сервисы SMS, GPRS (MMS/WAP);
  • голосовая почта;
  • Мобильный Интернет (Web Browsing);
  • корректность идентификации номера.

Ежедневно в МТС проводится постоянный мониторинг и анализ результатов, исходя из которых каждый месяц формируются отчеты. Данные в таких отчетах служат руководством к действию для технических служб, которые работают над улучшением качества услуг. Такой подход позволяет отслеживать, исследовать изменения качества услуг, оперативно корректировать, а также предвосхищать возможные проблемы в области услуг роуминга. По словам Роксоланы Гайворонской, начальника отдела качества МТС-Украина, такая методика вдвойне выгодна оператору, поскольку позволит в ближайшем будущем улучшить услуги за границей, что повлечет за собой увеличение объема использования этими услугами.


Преимущества тестирования услуг в роуминге на постоянной основе:

  • возможность проактивного мониторинга (что обеспечивает оптимальный уровень услуг для абонентов в роуминге),
  • возможность предоставления различных отчетов для разностороннего анализа услуг,
  • автоматизированная рассылка «аварийных» сообщений по электронной почте ответственным специалистам.

По итогам тестов проводится сравнительный анализ качества услуг, предоставляемых разными операторами в пределах одной страны для последующих рекомендаций абонентам максимально выгодных условий и качества роуминга.

Для проведения тестирования качества услуг связи МТС-Украина в роуминге использует технологию под названием «GlobalRoamer». На данный момент оборудование, помогающее проводить различные тесты по технологии «GlobalRoamer» установлено в 80 странах мира и работает в 230 сетях мобильной связи. Среди преимуществ технологии эксперты отмечают: большое число стран и территорий, где установлено оборудование и возможно тестирование и контроль сервисов, гибкость настроек в соответствии с требованиями оператора-заказчика, широкие функциональные возможности (более 200 различных типов тестов), простота и удобство использования, воспроизведение действий абонента и полная автоматизация процесса тестирования.

Первые итоги реализации проекта GlobalRoаmer для МТС-Украина

По результатам первого месяца тестирования качества сервисов МТС-Украина в сетях 40 роуминг-партнеров были собраны статистические данные по измерениям текущего уровня качества услуг, которые позволили сформировать рекомендации по улучшению качества связи в роуминге. Эксперты оценивают уровень качества первых результатов тестирования сервисов МТС-Украина в роуминге как достаточно высокий. Так, по всем сервисам МТС-Украина выполнено более 25 000 тестов, в т.ч. регулярных 24 тысячи (по каждому из основных сервисов проведено 2 400 тестов). За первый месяц результаты были следующими:

  • SMS (Вх/Исх):. более 90-95% тестов по отправке и приему исходящих SMS-сообщений прошли успешно
  • MMS (Вх/Исх): в среднем результаты тестирования (при условии, что абонент А находится в Украине, абонент В - в роуминге) передачи MMS-сообщений в 75-80% тестов прошли успешно;
  • GPRS / WAP: 90-95% тестов по передаче информации с помощью мобильного Интернет-доступа прошли успешно;
  • качество передачи речи (Вх/Исх): 85-90% тестов прошли успешно;
  • успешность установления соединения (Вх/Исх): в среднем уровень качества передачи речи по методике MOS (отправка эталонного образца голосового сообщение и его сравнение с полученным) превышает индекс 2,7, при достижении которого качество речи считается хорошим.


life:)

Оператор life:) не использует никакое специфическое оборудование сторонних компаний для проведения тестирования качества работы роуминговых услуг. Оценку качества «Астелит» проводит внутренними силами компании. Подробнее на наши вопросы отвечает Надежда Лубнина, начальник отдела внешних связей компании «Астелит»:

Надежда Лубнина, начальник отдела внешних связей компании "Астелит"

Какие механизмы и методики тестирования задействованы для внутренней оценки качества работы роуминговых услуг?

Мы регулярно проводим тестирование голосовых и дополнительных услуг ресурсами Группы роуминг тестирования. При поступлении жалоб от абонентов life:) и наших партнеров проводятся дополнительные базовые тесты с тестовыми картами в сети принимающего партнера.

Как вы можете прокомментировать перспективы развития сервисов, подобных тем, которые предлагает Bell Integrator? Насколько выгодно/рентабельно для мобильного оператора привлекать независимые сторонние компании для оптимизации внутренней оценки качества своих услуг (на примере роуминга)?

В ближайшем будущем мы планируем приобретение специальной автоматической платформы для тестирования качества услуги роуминга в режиме реального времени. Внедрение подобной системы значительно уменьшит время, затрачиваемое техническими специалистами на тестирование качества роуминга, и увеличит общее качество предоставляемой услуги.

Какие существуют способы удешевления роуминговых услуг и услуг международных звонков для конечного пользователя со стороны оператора? Задействует ли Life технологии IP-телефонии или другие методики передачи голоса по Интернет-каналам при оказании роуминговых услуг?


Основными способами удешевления роуминговых и международных голосовых услуг является снижение межоператорских тарифов, а также использование более дешёвых каналов для передачи голоса. Здесь следует отметить, что использование более дешёвых каналов не должно влиять на конечное качество предоставляемой услуги международных звонков. Поэтому life:) работает только с провайдерами, предоставляющими высокое качество услуг передачи голоса и не задействует технологию IP-телефонии или другие методики передачи голоса по Интернет-каналам при оказании роуминговых услуг.




Киевстар

«Киевстар» сотрудничает со сторонней компанией Keynote SIGOS, которая внедрила собственное решение Global Roamer. Это решение позволяет оператору оценить, как воспринимает качество телекоммуникационных услуг «Киевстар» в роуминге обычный пользователь. При помощи Global Roamer SIM-карта может регистрироваться в любой стране, где установлено оборудование Global Roamer, что позволяет контролировать качество голосовой связи, SMS, MMS, интернет-соединений с использованием GPRS, и других услуг (подробнее о принципе действия можно узнать на сайте http://www.keynote-sigos.com). Оборудование, помогающее проводить тесты по технологии GlobalRoamer, установлено в 80 странах мира и работает в более чем 250 сетях мобильной связи.

С января 2008 года «Киевстар» внедрил новую современную систему контроля качества телекоммуникационных услуг для своих абонентов, которые находятся в международном роуминге в сетях свыше 250 роуминговых партнеров. С этого времени обращения клиентов касательно проверки работы телекоммуникационных услуг в роуминге может быть рассмотрено и диагностировано в кратчайшие сроки совместно со специалистами с соответствующего роумингового партнера.

Также ежедневно проводится автоматическое тестирование качества телекоммуникационных услуг в роуминге в сетях роуминговых партнеров компании «Киевстар». География и интенсивность программы контроля качества телекоммуникационных услуг в международном роуминге постоянно оптимизируется с целью обеспечить наивысший стандарт качества телекоммуникационных услуг от «Киевстар». Кроме того, заблаговременно было проведено дополнительное проактивное тестирование качества телекоммуникационных услуг во всех наиболее посещаемых локациях во время проведения чемпионата EURO-2008 в Австрии и Швейцарии, а также Олимпийских Игр в Китае.

В условиях насыщения рынка и повышения требований клиентов к качеству телекоммуникационных услуг, все большее значение будет иметь своевременная проактивная деятельность, направленная на улучшение показателей качества услуг и эффективное распределение ресурсов. С помощью систем активного мониторинга, тестирование качества услуг можно осуществлять автоматически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Ведущие мировые операторы используют подобные системы для тестирования качества услуг, поскольку качество связи является приоритетом в телекоммуникациях.

Резюме

Предвосхищая вопросы о пользе подобной проверки качества услуг, которые могут возникнуть у абонентов, сразу уточним: для операторов подобные схемы проверки качества сети являются очень затратными. Но, улучшая таким образом, качество связи в роуминге, оператор добивается лояльности абонентов, а хорошее качество передачи голосовых и текстовых сообщений позволяют абонентам совершать больше звонков и отправлять больше SMS/MMS, письма по электронной почте и т.д., что, соответственно, приносит оператору прибыль. Все честно.



Отзывы


© 2007 – 2024 Technoportal.ua
Карта сайта