Как выбрать сабвуфер: просто добавь басов

Андрей Квятковский, ТехноПортал • 27531 просмотр Написать комментарий Написать комментарий




Мы продолжаем наш цикл статей о выборе акустики и на этот раз хотим поговорить о подборе сабвуфера для стереосистемы или домашнего кинотеатра.

Мы недавно рассматривали тему выбора акустических систем класса для стерео и домашнего кино. Но мы не затронули в ее рамках особенности выбора сабвуфера. В принципе, к ним относятся главные принципы, про которые мы уже поведали вам, однако есть еще некоторые тонкости без понимания которых выбрать саб сложно. Впрочем, и с понимаем теории выбрать саб также сложно, потому что эта задача не такая тривиальная, как кажется на первый взгляд. Поговорим мы о весьма серьезных по качеству (и ценам) моделях Hi-Fi класса. Компьютерная акустика типа 2.1, 5.1, 6.1 укомплектована сабом по умолчанию и по отдельности такие сабвуферы не продаются.

А нужен ли вообще сабвуфер? Да, если вы хотите получить эффектное воспроизведение низких частот (басов). Сабвуфер пригодится как при озвучивании звуковых дорожек фильмов (на его совести будут взрывы, выстрелы, звуки столкновений и т. п.), так и для музыкальной нирваны (с его помощью с новыми красками зазвучат бас-гитары и контрабасы, струнные инструменты и др.). В составе домашнего кинотеатра саб намного актуальнее, чем в стереосистеме. Настолько актуален, что зачастую ДК без него трудно представить - голливудсике боевики озвучивают с учетом того, что эффекты будут озвучены. А вот многие любители музыки не любят сабы из-за сложности их интеграции в обычную стереосистему и неуклюжести в звучании - взрывы бомб и джазовый свинг на контрабасе это две большие разницы.


Практически все сабы похожи на мрачные квадратные коробки, но есть и оригинальные яркие модели (как Elac MicroSUB 2010 BT)

Хочу много баса!

Сабфуферы выделили в отдельный класс акустических систем прежде всего из-за своего назначения - воспроизводить только низкие частоты. Примерно в диапазоне 20-200 Гц. В то время как обычная полочная и напольная акустика воспроизводит весь слышимый нами диапазон - 20-20000 Гц. Вернее, старается воспроизвести, потому что диапазон низких частот очень сложен для обычных колонок и копнуть так же глубоко они обычно не могут. На это есть ряд причин. Наиболее очевидные - скромный объем корпуса и недостаточный размер динамиков. Вот, собственно, поэтому и появились специальные системы для того, чтобы обеспечить в нужном количестве бас. У подавляющего большинства из них есть встроенный мощный усилитель.

Либо в пол, либо в бок

Сабвуфер, несмотря на свою «заточенность» воспроизводить исключительно низкие частоты, не лишен компромиссов. Производителю приходится искать баланс между компактностью и стоимостью с одной стороны и качеством звучания с другой. Ведь, чем больше корпус саба и его динамик, тем более глубокий и мощный он будет выдавать бас. Но ведь вы не захотите себе в комнату коробку метр на метр... Есть два пути, по которому обычно идут производители. Сабвуферы с закрытым корпусом и динамиком направленным в сторону слушателя и сабвуферы с фазоинвертором (отверстием в корпусе) и с динамиком направленным в пол. Представители первого типа ( B&W ASW 12CM, Dynaudio SUB 250, Klipsch RW-10D, Monitor Audio RXW-12, REL Acoustics T2) неплохо справляются с музыкой. Они обеспечивают более собранный и точный бас, но обычно не очень глубокий и масштабный. Конечно, есть модели, сочетающие все эти качества, но они стоят дорого и обычно весьма крупные. Модели второго типа лучше подойдут для кино (DALI IKON SUB MK2, REL Acoustics Stentor III, Velodyne Impact 12, Yamaha YST-FSW100 и др.) . Немного жертвуя аккуратностью, они с энтузиазмом выдают мощный бас. При этом стоимость обычно меньше, а размеры сравнительно компактные. Хотя первоклассные модели и с музыкой поладят. В общем, сложности с конструкцией дают производителям повод для стремления к развитию.

Размеры в меру

В принципе, чем больше размер динамика и чем выше его мощность, тем лучше будет басить саб. Но стоить понимать, что все должно быть в меру. Если у вас небольшая комната, то брать саб с самым большим динамиком не стоит - он будет просто гудеть. Производители обычно указывают в описании своих продуктов, для каких масштабов создана та или иная модель (а иногда даже указывают рекомендуемый объем помещения). Сложно дать четкие рекомендации какие параметры сабвуферов сочетаются с помещением. У каждой модели свой характер, а каждое помещение по своему уникально. К тому же размещению и настройке акустической системы надо уделить пристальное внимание. По большому счету никто не даст вам гарантий, что все будет OK, пока вы не проверите выбранную модель в боевых условиях. И убедитесь, что он сочетается с другой акустикой, не гудит, не «пыхтит» через фазоинвертор. Наверное, сабвуфер сложнее всего правильно инсталлировать в AV-системе. И, кстати говоря, стоит обратить внимание на модели, которые имеют систему автокалибровки (Sunfire TS-EQ10 и др.). Пусть они стоят дороже, но от них проще добиться ожидаемого результата.

Моделей много, а выбрать надо одну

Стоит учесть две тенденции в индустрии сабостроения. Производители специализирующиеся на выпуске сабов обычно выпускают их сериями. В рамках одной серии модели отличаются обычно только размером динамика, мощностью и габаритами. К примеру, у Velodyne в серии CHTQ есть модели CHTQ - 10, CHTQ - 12, CHTQ - 15. И чем больше индекс, тем мощнее и дороже устройство. Производители Hi-Fi акустики обычно выпускают сабы в рамках серий акустики (например, у DALI есть по одной модели саба практически в каждой серии Fazon SUB 1, IKON SUB mkII, MENTOR SUB, HELICON S600 mk2 и др.). Так что обычно не стоит вопрос какую модель взять в состав системы 5.1 - просто сформируйте ее из однотипных колонок.


Габариты корпуса и размер динамика у больших сабов дают фору даже крупной напольной акустике

Трудности подключения

Сложность подключения к обычному усилителю сильно ограничивают использование сабвуферов в стерео. В этом случае надо заранее разобраться - а можно ли его вообще подключить к текущей системе. Стоит проконсультироваться с продавцом и изучить описание модели от производителя. А у AV-ресиверов есть специальный выход, к которому с помощью специального кабеля подключается саб и легко интегрируется в многоканальную акустическую систему. Так что в этом случае в 99% случаев никаких сложностей не возникнет.

Перед покупкой убедитесь, что сможете правильно подключить саб и достаньте для этого специальный кабель

Резюме

Сабвуферы очень похожи друг на друга по дизайну и техническим параметрам, но это не должно вводить вас в заблуждение. Разница между доступными и дорогими моделями будет ощутима если столкнуть их лоб в лоб. Однако сколько денег стоит потратить на такую покупку не так просто, если учесть что более дорогой саб может хуже вписаться в ваше помещение, чем более доступный. Можем посоветовать ориентироваться на уровень трат в рамках 500-1000 долларов. И помните, что очень желательно провести практический тест саба перед покупкой. Чтобы избежать проблемы: деньги потрачены, а ожидания не оправданы.


Ключевые слова: Акустические системы, Энциклопедия потребителя


Отзывы


Сайт принадлежит компании ООО “Креатив Медиа” © 2007–2016
Карта сайта

ТехноПортал ВКонтакте ТехноПортал на Facebook ТехноПортал на Google+ ТехноПортал на YouTube