Как выбрать «зеркалку» и аксессуары начинающему фотографу (часть 1)

Лучшие магазины в каталоге

Павел Урусов, ТехноПортал • 55690 просмотров Комментариев 6 Комментариев 6




Многим пользователям не хватает того качества снимков, которые способны обеспечить компактные модели называемые «мыльницами». Радикальное улучшение качества изображения можно получить, сменив «мыльницу» на так называемую «зеркалку» — цифровой зеркальный фотоаппарат. Благо, цены на них уже опустились до приемлемого уровня и теперь купить «зеркалку» могут не только профессионалы, но и любители.

Итак, что же такое зеркальная камера? Свое название этот тип камер получил из-за конструкции видоискателя. Во время визирования свет, проходящий через объектив, отражается от зеркала, расположенного под углом 45 градусов к фокальной плоскости, и попадает в так называемый пентапризменный видоискатель. В тот момент, когда фотограф нажимает кнопку спуска затвора, зеркало поднимается, затвор открывается и свет попадает на светочувствительную матрицу.

Начинающие фотографы, вооружившись зеркальной камерой, смогут делать весьма качественные снимки даже при сложных условиях съемки. Впрочем при любой погоде и в любой ситуации неоспоримы преимущества «зеркалки» над компактными камерами (к которым относятся и ультра-зумы, и псевдозеркальные камеры).

Главный фактор сдерживающий повальный переход на зеркальные камеры — высокая стоимость. Кстати, в первом полугодии 2008 года, как и в 2007, по оценке холдинга Unitrade Group, доля зеркальных камер на украинском рынке составила 1%.

Сколько надо мегапикселей?

Разрешение для фотоаппаратов не так важно, как принято считать. Для печати фотографий размером 20х30 более чем достаточно 6-мегапиксельной камеры. В настоящее время, подавляющее большинство «зеркалок» имеют матрицы в 10 мегапикселей или больше, поэтому о разрешении стоит беспокоиться в последнюю очередь. А вот размер матрицы (светочувствительного элемента) и так называемый кроп-фактор имеют действительно важное значение.

Что такое кроп-фактор?

Все зеркальные камеры оснащаются матрицами большой площади. В компактные камеры чаще всего устанавливаются матрицы диагональю 1/2.5 дюйма и площадью 25 квадратных миллиметров. В зеркальные камеры устанавливаются матрицы площадью в 10-15 раз больше. Большие матрицы имеют лучшее соотношение сигнал/шум, поэтому обычно зеркальные камеры позволяют устанавливать экстремально высокие значения чувствительности (до 6400 единиц ISO) и при этом получать фотографии приемлемого качества.

Обычная фотопленка типа 135, широко применяемая до наступления цифровой эры, имела размер кадра 36х24 мм. При создании первых цифровых зеркальных камер оказалось, что сделать матрицу такого размера сложно и дорого, поэтому в подавляющем большинстве «зеркалок» используются матрицы меньшего размера. Из-за этого угол зрения оптики существенно уменьшается. Например, если мы устанавливаем объектив с фокусным расстоянием 50 мм на камеру с кроп-фактором 1.5, то угол зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 50*1.5 = 75 мм при использовании 35-миллиметровой пленки.

Разные производители производят зеркальные камеры с разным кроп-фактором:

ПроизводительКроп-факторПлощадь матрицы
Canon1.6x329 кв. мм
Nikon, Pentax, Sony1.5х370 кв. мм
Olympus, Panasonic225 кв. мм

Кроме того, Canon, Nikon и Sony выпускают камеры и с полнокадровыми матрицами (кроп-фактор 1.0х), которые ориентированы на профессионалов.

Какую оптику покупать?

Все представленные в данный момент на рынке цифровые «зеркалки» позволяют пользователю устанавливать разные объективы в зависимости от конкретных задач. Кроме того, даже самые плохие объективы для зеркальных камер, как правило, обеспечивают лучшее качество изображения, чем встроенная оптика самых чудесных «мыльниц» — потому, что в оптике компактов из-за ее размеров сильнее дифракционные эффекты.

 

Набор необходимой оптики зависит исключительно от ваших фотографических пристрастий. Большая часть любительских фотографий принадлежит к следующим жанрам: портрет, пейзаж, городская и архитектурная съемка, макро.

Хороший портретный объектив должен удовлетворять следующим условиям: эквивалентное фокусное расстояние в границах умеренного теледиапазона (от 70 до 150 мм), большая светосила (не хуже 2.8) и приятный рисунок. Под приятным рисунком подразумевается в первую очередь возможность обеспечить мягкое размытие фона (так называемое боке). Это необходимо, чтобы задний план не отвлекал внимание от портретируемого. К сожалению, у большинства зум-объективов (даже отвечающих первым двум условиям) боке достаточно жесткое и некрасивое, поэтому для съемки портретов лучше использовать объективы с постоянным фокусным расстоянием (на фотографическим жаргоне такие объективы принято называть фиксами).

Макро тоже предъявляет к оптике определенные требования: объектив должен быть резким, желательно светосильным и при этом с приятным боке. Естественно, он должен обеспечивать возможность фокусировки с близкого расстояния. Обычно такая способность обозначается в описании конкретной линзы словом Macro. Для макросъемки также желательно приобрести фикс, а не зум.

Для каждого из жанров фотосъемки требуются соответствующие объективы.

Для остальных перечисленных применений вполне можно обойтись зум-объективами, причем большая светосила для данных видов съемки не важна – вам все равно придется использовать диафрагму в районе F8 для достижения оптимальной глубины резкости. Естественно, желательно использовать не самые дешевые пластиковые зумы, а что-то более приличное. Обычному пользователю вполне достаточно двух универсальных зумов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от 18 до 150 мм (в переводе в эквивалент 35-миллиметровой пленке это будет примерно 28-225 в зависимости от кроп-фактора).

 

Не стоит зацикливаться на оптике, сделанной производителем камеры. Очень часто объективы от сторонних производителей — таких, как Sigma, Tamron, Tokina — по качеству не хуже, при этом цены на нее более гуманные.

 

 

Стоит ли покупать «китовые» наборы?

Практически все зеркальные камеры сейчас продаются в виде так называемых «китов» — наборов, в которые, помимо самой камеры, входят один или два объектива. В фотографической среде принято относиться к «китовой» оптике с пренебрежением. Действительно, в подобные наборы обычно входят объективы не самого высокого качества, однако для начинающих это оптимальный выбор, поскольку они могут сразу без существенных затрат начинать фотографировать новой камерой.

Кроме того, у китов есть большое преимущество — входящая в набор оптика достается вам со значительной скидкой или вообще почти бесплатно. В большинстве случаев на первое время двойного кита будет вполне достаточно, особенно если в дополнение к нему приобрести качественный фикс-портретник.

Рассмотрим пару примеров целесообразности покупки китовых наборов. Так, Sony DSLR-A300 стоит в комплекте с объективом Sony SAL 18-70 DT всего на 10 долларов дороже, чем без него, при этом отдельно объектив стоит около 200 долларов. В случае с фотоаппаратами Olympus разница еще боле заметная: так, Olympus E-420 Double Zoom Kit (с двумя объективами) стоит около 700 долларов, а входящие в комплект объективы по отдельности – порядка 550 долларов.

Нужна ли внешняя вспышка?

На наш взгляд — внешняя вспышка однозначно нужна фотографу любой квалификации. Наверное всем знакомы кадры, сделанные встроенной вспышкой «в лоб», их характерными особенностями являются пересвеченные плоские лица, красные глаза и неестественные резкие тени. Одним словом неудачное применение вспышки портит весь кадр.

Качественную внешнюю вспышку, оснащенную поворотной головкой, можно направить в потолок или стену, чтобы получить на фотографиях мягкое рассеянное освещение. Таким образом решается описанная выше проблема.

Если не хочется тратить много денег на «родную» вспышку ($50-600), можно опять-таки обратиться к сторонним производителям. Неплохие вспышки делают Metz и Sigma.

Внешняя вспышка — не менее важный аксессуар для качественной съемки, чем оптика.

Какие светофильтры нужны начинающему фотографу?

Светофильтры навинчиваются на объектив спереди и предназначены либо для создания специальных эффектов, либо для смягчения сложных условий съемки. На наш взгляд, абсолютно необходимыми являются следующие фильтры:

  • Защитный светофильтр предназначен для защиты переднего стекла объектива от пыли, грязи, царапин, капель дождя и случайных отпечатков пальцев.

  • Поляризационный светофильтр позволит вам избавиться от бликов на различных поверхностях и (в некоторых ситуациях) затемнить небо.

По желанию можно приобрести и другие полезные светофильтры:

  • Нейтральный градиентный — один из самых нужных при съемке пейзажа, позволяет получать корректно экспонированные фотографии с детально проработанным небом.

  • Софт-фильтр предназначен для смягчения изображения и получения «акварельного» рисунка, очень хорош при съемке портретов.


Светофильтры помогают корректировать параметры съемки и защищают оптику от внешних воздействий.

Стоит отметить, что набор из трех качественных светофильтров (в зависимости от их диаметра) может обойтись примерно в 150-200 долларов, поэтому стоит закладывать эти расходы в общую смету.

Какие нужны карты памяти?

«Скорострельность» зеркальной камеры во многом зависит от возможностей используемой карты памяти. Для камер с поддержкой SD лучше использовать карты SDHC Class 6 или выше. Если камера работает с Compact Flash, рекомендуем приобретать карты памяти с поддержкой стандарта UltraDMA (обычно такие карты памяти имеют маркировку 266x или выше).

Производители карт памяти выпускают специальные версии флэшек для зеркальных фотоаппаратов.

Емкости в 4 гигабайта обычно достаточно для повседневной съемки, но может не хватить, если вы собираетесь выехать из города на несколько дней. На сегодняшний день оптимальным объемом является 8 гигабайт (особенно если вы снимаете не в JPEG, а в RAW).


Во второй части статьи мы определим наиболее удачные комплекты «зеркалка+оптика+внешняя вспышка» в ценовой категории до $2000. Таким образом мы упростим выбор первого набора серьезной фото-техники для начинающих фотографов.



Отзывы (6)

fox (Гость) | 7 ноября 2012 в 21:19

Огромное спасибо за статью! Решила приобрести фотоаппарат, а с помощью данной информации уже знаю какой)

Ответить

alex (Гость) | 7 мая 2012 в 13:27

Боке и размытие заднего фона это разные вещи. Китовый объектив даёт сносное размытие, но боке очень слабое. Спасибо, для начинающих пригодится такая статья.

Ответить

boyfromriga (Гость) | 28 апреля 2012 в 23:49

Спасибо, все понятно и ясно! айее всем успеха в начинаниях

Ответить

Егор (Гость) | 19 января 2012 в 05:19

Действительно всё очень доходчиво и доступно розписано. спасибо))

Ответить

Alex (Гость) | 13 сентября 2011 в 00:51

Отлично разъясняющая статья! Чётко даёт понять, что при покупке нужно ещё задуматься и о доступности оптики, т.к она играет решающую роль в достижении качественных снимков . (Теперь мне остаётся выяснить, у каких из бюджетных камер менее шумящие матрицы...- и выбор сделан! )

Ответить

Валентина (Гость) | 12 декабря 2010 в 20:53

спасибо!!! всё так подробно и понятно. КРУТО)))

Ответить


© 2007 – 2024 Technoportal.ua
Карта сайта