Мобилография: задействуй свой камерофон по-максимуму!

Андрей Квятковский, ТехноПортал • 10484 просмотра Написать комментарий Написать комментарий




Новая технология влечет за собой появление новых устройств, новых открытий и новых видов искусств. Открытие электронов принесло нам электричество, изобретение процессора подарило миру компьютер, распространение камерофонов явило свету мобилографию.

Мобилография (от латинского mobilis – «подвижный», и греческого grapho – «писать») — это новый вид искусства, появившийся в начале XXI века. В то время, когда многие не воспринимали камерофоны как инструмент фотографирования, нашлись энтузиасты, способные делать этими устройствами снимки, достойные больших выставочных центров.

Фотография Гон-Конга, снятая телефоном Nokia N95.

Шедевры, снятые аппаратом Nokia или Sony Ericsson, имели не меньшую художественную ценность, чем работы «вышедшие из-под пера» владельцев серьезных и дорогих фотоаппаратов Nikon или Canon. На кадрах, снятых телефонами, было особое чувство, настроение, искренность. А дело в том, что люди не считали нужным играть перед «игрушечной» камерой. Не воспринимая ее в серьез, они не конфузились и не стеснялись при съемке — они просто были собой. Именно в этом ценность мобилографии как искусства.

Ломография или У истоков мобилографии

Все началось с ЛОМО. В 1983 году в Санкт-Петербурге (а тогда еще в Ленинграде), тамошние умельцы выпустили диковинный фотоаппарат — «ЛОМО Компакт». Название устройство получило от названия предприятия «Ленинградское оптико-механическое объединение». Это устройство было скопировано с японского фотоаппарата COSINA CХ-2, который подарили в 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной фотовыставке в Кельне.

Этот гаджет стал первым по-настоящему компактным фотоаппаратом, выпущенным советской промышленностью. Его размеры вполне соизмеримы с сегодняшними стандартами (107×68×43,5 мм, вес 250 г), а надежность и простота использования были на весьма высоком уровне. И, что немаловажно, цена на аппарат была выставлена вовсе не заоблачная, а вполне доступная рабочему классу.

Фотоаппарат «ЛОМО Компакт» (фотография взята с сайта www.lomo.ru)

Благодаря доступности «ЛОМО», в начале 90-х с ним ходила, чуть ли не половина населения Союза. Тогда, кстати, и стал модным стиль съемки навскидку «от бедра», не используя видоискатель. Таким образом, можно было незаметно сделать интересный кадр, непроизвольно словить интересный момент. Такой стиль съемки с использованием «ЛОМО» назвали ломографией, а людей, которые ней увлекались, — ломографами. Со временем такое хобби стало весьма популярно не только в СССР, но и в других странах.

Ломографы пропагандировали простую истину: «Снимайте везде, снимайте всегда, снимайте всем, что снимает». Так и делали. Ломографии снимались в метро, где съемка запрещена в принципе, в музеях, где за это надо платить и, чего греха таить, даже в раздевалках.

Вся соль заключалась в том, чтобы сделать что-то недозволенное, пойти наперекор правилам, выразить свой протест стандартным нормам поведения. Между прочим, как раз в духе того времени. Скорее всего, если бы «ЛОМО Компакт» появился раньше или позже, ломографии бы уже как таковой не было. А значит, и появление мобилографии было бы под вопросом…

Как мобильная фотография стала искусством

Первая в мире выставка мобилографии прошла в 2002 году в Лондоне. Что удивительно, свои работы на ней выставляли не только любители и рядовые владельцы камерофонов, но и профессиональные фотографы, привыкшие снимать и более серьезными устройствами. Экспозиция собрала тысячи посетителей и вызвала настоящий ажиотаж в прессе. Тогда и стало понятно, что мобилография — это уже не забава, а искусство.

 

Впрочем, если есть поклонники, значит, есть и противники. «Где качество?», «где композиция?», «почему размыто?» — такими были основные аргументы оппозиционеров. Все споры разом пресек Том Эрикссон, профессиональный фотограф и по совместительству мобилограф. В одном из интервью он заявил: «Может ли искренняя улыбка быть измерена в мегапикселях? Важно ли вам, когда вы видите смеющиеся глаза, знать каково разрешение их изображения? Главное — поймать эмоцию и поделиться ею со всем миром!» После такого высказывания скептиков заметно поубавилось.

Вопреки расхожему мнению, что фотографии сделанные телефоном не предназначены для печати, их печатают в больших количествах. Ценность снимков от не идеального качества не страдает, ведь главное — настроение.

Большой популярностью пользуются коллажи, сделанные из нескольких мобилограмм.

Во избежание промышленного шпионажа некоторые мировые компании запретили на своей территории использование камерофонов. Среди таких блюстителей корпоративной тайны оказались Samsung, Volkswagen, Siemens, Volvo. А чтобы не допустить появления компрометирующих снимков, в Саудовской Аравии даже запретили продажу телефонов со встроенными камерами. Правда, этот запрет лишь очень оживил «черный» рынок.

Мобилография в наших краях

Вместе с тем, мобилография существует не где-то там, «за бугром» — она уже рядом. Как ни странно, это искусство довольно быстро дошло и до нас. Подтверждением этому стала организация в 2004 году Всероссийского общества мобилографов. Его создателем и духовным вдохновителем стал художник Дмитрий Резван. Идея проэкта, как все гениальное, проста. На официальном сайте проэкта (www.mobilography.com) посетители выкладывают свои работы, делятся своим опытом и секретами, публикуют уловки съемки мобильным телефоном.

 

Вскоре проэкт стал настолько популярен, что общество пришлось переименовать во Всемирное. Главной целью работы портала является создание мобилограммы Земного шара. На момент подготовки статьи мобилограмма была сложена 1438 мобилографами из 39983 мобилографий. Войти в Всемирное общество мобилографов совсем не трудно — нужно лишь зарегистрироваться на его сайте и начать дополнять мобилограмму мира своими кадрами.

Живет отечественная мобилография не только в Сети. В 2005 году основана наша, украинская, выставка таких любительских произведений. Проходит она на регулярной основе, весной в культурном центре Киево-Могилянской Академии.

В 2007 году назад компания Nokia проводила свой конкурс в рамках промоакции телефона Nokia N93. Правда, внимание тогда обращалось не на статику, а на динамику, ведь на конкурс принимались видеоролики, снятые упомянутой моделью, рукой знаменитых режиссеров и деятелей искусства. Получилось занимательно.

Советы начинающему мобилографу

Если вы хотите на 100% раскрыть потенциал своего камерофона, стоит следовать нескольким простым правилам. Впрочем, чтобы снимать интересные фото не обязательно иметь для этого Sony Ericsson C902, Samsung U900 Soul или Nokia N82, хватит и обычного телефона с камерой 2 Мп и памятью 1 Гбайт (встроенной или на флэш-карточке). Вот, к примеру, какие кадры сделал фотограф Дэвид Хелан с помощью телефонов Sony Ericsson K750i и Sony Ericsson K800i:

Помните, что наличие крутого камерофона не сделает вас мобилографом автоматически, для этого прежде всего нужна творческая искра и креативность.

Совет первый: будьте любознательны.

Особенно, касательно самого телефона. Поймите, читать инструкции совсем не стыдно, а иногда даже полезно. Заводские настройки (по умолчанию), как правило, выставлены на средний уровень. С ними качественное фото не получится. Для начала установите максимальное разрешение снимка. При этом надо помнить, что время сохранения кадров неизбежно возрастет. Если в телефоне отсутствует серийная съемка, то это может очень мешать. Если аппарат позволяет, то установите минимальный уровень компрессии. Правда, весить фото станет еще больше, но, перефразировав известный афоризм, качество требует жертв. Не забываете перед каждой фотосессией устанавливать правильный баланс белого. Как правило, предустановленные режимы этого параметра есть в любом камерофоне.

Совет второй: вспышка по мере необходимости.
Если в помещении или на улице и так светло, не поленитесь выключить эту опцию. Переизбыток света даст ненужные блики или вообще засветит снимок. Такие дефекты на компьютере не исправить и кадр можно смело удалять.

Совет третий: еще о вспышке.
Как показывает практика, мощность встроенной вспышки у телефонов посредственна (это не профессиональная техника). В этой связи при съемках в темном помещении важно выбрать дистанцию. Если она будет слишком велика, вспышка не захватит объект, если слишком мала — слишком высветлит, от чего изображение будет «плоским». В лучшем случае встроенный светодиод (а именно это представляет собой вспышка камерофонов) захватит пару метров.

Совет четвертый: а нужен ли зум?
Начнем с того, что зум зуму рознь. На некоторых моделях эта опция не приближает изображение, а вырезает нужный фрагмент. Именно так работает цифровой зум. Оптический зум действует без потерь в качестве, но, к сожалению, встречается редко. Если же вы не являетесь счастливым обладателем оптического приближения, попробуйте увеличить изображение на компьютере. В некоторых случаях это получается лучше, чем пользоваться цифровым зумом.

Совет пятый: «нет» размытости!
Конечно, любой недостаток можно превратить в плюс и пресловутую размытость назвать эффектом «мокрого стекла». Но если мокрого стекла слишком много, пора подумать над собственным профессионализмом. Нечеткие снимки могут получаться, например, при съемке со слишком близкого расстояния или, если вы пытались запечатлеть объект в движении.

Совет шестой: не спешите.
Камера, особенно встроенная, менее совершенна, чем ваши глаза. И если им при изменении освещения к новой ситуации привыкать практически никогда не нужно, то камере все же следует дать некоторое время, пока она настроится. В противном случае кадр получится нечетким с неправильной цветопередачей. Кроме того, камера медленно реагирует на нажатие кнопки спуска. Поэтому после нажатия клавиши не спешите убирать телефон в карман, а подержите его, не двигая, еще несколько секунд.


Ключевые слова: Мобильные телефоны, Расследование


Отзывы


Сайт принадлежит компании ООО “Креатив Медиа” © 2007–2016
Карта сайта

ТехноПортал ВКонтакте ТехноПортал на Facebook ТехноПортал на Google+ ТехноПортал на YouTube