Наше расследование: особенности работы продавцов в салонах мобильной связи

Андрей Квятковский, ТехноПортал • 29583 просмотра Комментариев 2 Комментариев 2




Многие покупатели сетуют на некачественное обслуживание в магазинах мобильной связи и персональной электроники, совершенно не задумываясь о его причинах. Мы провели собственное расследование, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и выяснить всю правду о трудовых буднях продавцов-консультантов.

Проводя расследование, мы предоставили своим читателям уникальную информацию, взяв откровенное интервью у человека, под маской которого скрывается бывший продавец салона крупной торговой сети. Мы получили достоверную информацию о реалиях рабочих будней, условиях оформления на работу и перспективах карьерного роста продавцов-консультантов. Так что в нашей статье вы узнаете не только о том, как стать продавцом и насколько сложно или легко ему работается, но и о том, как сделать карьеру в сфере торговли.

Как устроиться на работу


Чем привлекает работа продавца в магазине электроники? В чем ее главные «плюсы»?

Во-первых, радует возможность одному из первых подержать в руках новинки техники и быть в курсе событий мира высоких технологий. Да и вообще, можно сколько угодно «играться» с разнообразной техникой, включая самые дорогие телефоны и ноутбуки, которые себе не купишь. Во-вторых, некоторым нравится живое общение с множеством посетителей о технике и на темы, связанные с техникой. В-третьих, многих привлекает возможность прилично зарабатывать и без опыта работы, а если повезет, то и сделать карьеру в крупной компании.

Как можно устроиться работать в большую торговую сеть?

Некоторые компании принимают на должность продавца-консультанта без опыта работы



Нет ничего проще. Надо лишь обратиться в службу кадров компании, воспользовавшись объявлением об открытой вакансии. Таких предостаточно в специализированных журналах и на тематических сайтах. Ну а можно и просто прийти в магазин и обратиться к руководству с запросом о трудоустройстве. Легко заметить на торговых точках брошуры и объявления с предложением пополнить ряды продавцов. Вакансии продавцов есть всегда, в любое время года, — ведь продавцов постоянно не хватает. Далее следует собеседование с менеджером по персоналу, а затем и с руководителем магазина, в который тебя назначают работать. Наконец следует проверка службой безопасности — нет ли у претендента судимостей (с наличием таковой в торговлю вас не возьмут). Можно еще добавить, что есть компании, куда берут без опыта работы (таковых в Украине большинство), но есть и места, куда без опыта не попасть (например, сеть Домотехника).

Кто сейчас в основном идет работать в продавцы-консультанты? Кого хотят видеть в этой роли руководители торговых сетей?

В продавцы идут работать в основном молодые ребята и девушки без опыта работы, которые хватаются за возможность получить первый опыт и начать карьеру (часто это их первое место работы). Бывают и желающие сделать карьеру в сфере торговли. Среди них встречаются студенты, которые совмещают учебу и работу (гибкий график позволяет). Можно отметить, что многие из ребят — приезжие из других городов. В Киеве сейчас много приезжих из провинции, которым нужна работа любой ценой и они готовы получать меньше, чем киевляне, прикладывая больше усилий. Но важнее всего то, что среди новых людей немного специалистов с хорошим знанием техники. А берут на эту работу тех, кто имеет представление о технике, хочет работать и учится чему-то новому. Предпочтение отдается тем, кто помоложе, имеет привлекательную внешность и достаточно открыт в общении.


Мало кто из начинающих продавцов хорошо разбирается в товаре и тонкостях работы. Есть ли какой-то курс молодого бойца, с помощью которого можно сделать из новобранца настоящего солдата?

Многие ребята приходят работать без большого багажа знаний, имея лишь желание работать и учиться. Поэтому все новые сотрудники в течение первого месяца работы, то есть, находясь на испытательном сроке, проходят обучение во время стажировки. Получают навыки работы с базой 1С: Предприятие (выписывание товарных чеков и счетов-фактур и т. п.), учат законы Украины о защите прав потребителей, практикуются выставлять товар на витрины и т. п. Помощь в обучении проводит старший продавец отдела (непосредственный начальник) и продавцы с опытом работы. Конечно же, особое внимание уделяется изучению направлению товаров, с которым будет работать сотрудник. Стажеру надо выучить основные параметры товаров (актуальный ассортимент торговой точки), а также желательно знать базовые принципы работы различных устройств, уметь настраивать технику и объяснить покупателю, как с ней надо грамотно обращаться. Ну а после стажировки обязательно надо сдать сертификацию и тогда стажер становиться продавцом.

В чем заключается сертификация? Что будет, если стажер ее не сдаст?

Сертификация — это набор тестов по своему профилю работы: мобильные телефоны, портативная техника, компьютерная техника и аксессуары и т. д. Надо ответить на 25-30 вопросов за отведенное время: допускается лишь несколько ошибок для успешной сдачи. Среди тестов большинство вопросов о технике, однако, есть и проверка знаний законов, корпоративной культуры, основ мерчендайзинга. Ну а если не сдаешь — у тебя еще попытка пересдать. Бывает, что при острой нехватке кадров в порядке исключения дают и больше попыток сдать сертификацию. Хотя случается, что стажеров не берут работать, если руководство видит, что человек не очень старательный или просто неадекватный.

Продавцом быть нелегко?


У продавцов есть пословица: благодарный покупатель поделиться впечатлениями с тремя, а недовольный пожалуется десятерым



Расскажи про реальные условия работы. Все ли так хорошо, как это написано на рекламных брошюрах? Какие есть подводные камни?

В жизни все не так красиво, как показывают в кино, и в торговле все не так радужно, как может показаться. Условия работы весьма напряженные. Судите сами: типичный рабочий день (10 часов) мы проводим на ногах, постоянно что-то рассказывая или показывая посетителям (причем регулярно задаются типичные вопросы). В особо напряженные моменты возле стола продавцов выстраивается очередь клиентов, которые ждут пока их обслужат. И при этом надо все делать быстро, отпускать товар, консультировать, причем вежливо и соблюдая корпоративные стандарты обслуживания клиентов. Кстати, ношение одной и той же одежды (например, брюк и рубашек корпоративных цветов) быстро надоедает, да и постоянно приходится приводить их в порядок. Радуют особо креативные клиенты, которые помогают поддерживать тонус вопросами типа: «А есть ли у вас в продаже телефон Моторола с крокодильим задом?» (имелся в виду телефон Motorola RAZR2 V8 Luxury Edition с отделкой натуральной кожей — прим. ред.).

И даже если в торговом зале нету посетителей, у продавцов всегда есть, чем заняться: выставить товар на витрины, отвечать на телефонные звонки, навести порядок в зале, обновить ценники и т. д. В обязанности персонала входит также пересчет всех товаров на торговой точке раз в неделю или две недели. Так что не стоит рассчитывать на легкий заработок на месте продавца магазина. Стоит рассчитывать на интересную, динамичную работу в постоянном окружении людей: как коллег, так и клиентов.

Даже если в магазине нет покупателей, продавцу есть, чем заняться. Но особенно неприятен продавцам нагруженный график без выходных, тогда сил на вежливость хватает не всегда

А насколько удобен гибкий график, который привлекает студентов?

Гибкий график удобен тем, что можно, например, взять в подряд три выходных или отдыхать в будние дни. Каждый продавец имеет право на семь выходных в месяц и может поставить на любые дни, согласовав с коллегами по отделу, чтобы каждый день работало как минимум два человека. Можно брать и два раза полдня выходного вместо одного целого дня. Однако поскольку сотрудников на торговых точках стабильно не хватает (бывает, что в отделе на пять человек временно работает двое-трое ребят), а общепринятых праздников, как 8 марта или 9 мая, у торговцев нет (исключение — 1 января) иногда приходится работать 6-7 дней без выходных. А особенно напряженный период в торговле перед Новым Годом — бывало, что работали последние две недели года, включая 31 декабря, без выходных.

Существует ли «дедовщина» на торговых точках по отношению к стажерам?

Старшие продавцы поручают новичкам рутинную работу

Да, если это можно назвать дедовщиной. Просто бывалые продавцы часто поручают всю рутинную работу стажерам: вырезать ценники или съездить в другой магазин, чтобы забрать товар.

Получается, что постоянная нехватка кадров, особенно квалифицированных, и тяжелые условия работы являются первопричинами некачественного обслуживания покупателей?

Да, можно и так сказать. Иногда из-за эмоциональной усталости порой даже у самых дружелюбных ребят уже просто не хватает вежливости и внимания для всех посетителей. Кому угодно рано или поздно надоест давать ответы на однотипные вопросы и рассказывать об одном и том же большому количеству людей каждый день. Кстати, некоторые даже меняют свою работу на другую именно из-за профессиональной усталости (если можно так выразиться) от постоянного общения с посетителями. Ротация кадров велика — продавец с опытом работы более одного года это редкость.

Финансовое вознаграждение и карьера

Зависит ли доход продавца-консультанта от его личных продаж?

Не секрет, что продавцы-консультанты в торговых сетях получают оклад и премию, зависящую от суммы личных продаж и количества товарных чеков (показывает, сколько покупателей продавец обслужил). К тому же используется схема конкуренции среди персонала - кто продаст больше других, получит максимальную премию. Между продавцами постоянно идет соревнование, напоминающее спортивный турнир: только здесь для победы надо больше продавать. И это правильно, ведь тот, кто лучше работает, должен лучше зарабатывать. К тому же важно чтобы магазин выполнил план продаж за месяц, иначе премии персонала будут снижены. А если же план будет значительно пере выполнен, то можно рассчитывать на прибавку к премии. Например, при ставке в $200-300 хорошая премия продавца может составить $200-400, но для этого нужно очень хорошо постараться. Сотрудники мобильного салона, являющегося авторизированным центром обслуживания абонентов одного из GSM-операторов, получают еще и бонусы ($3) за каждое контрактное подключение.

Каковы реальные перспективы карьерного роста для обычных продавцов в крупных торговых сетях?

Перспективы есть и они вполне реальные. В основном, все зависит от качеств человека, от того, как он себя проявит на рабочем месте. Тут потребуется и преданность компании (готовность долго зарабатывать повышение), и успехи в продажах, и хорошие личные качества. Хотя большую роль играет также и ситуация в компании. Если торговая сеть растет — есть потребность в старших продавцах и менеджерах, если новые торговые точки не открываются, то рассчитывать на быструю карьеру стоит лишь в офисе компании. В сети Unitrade практически все старшие продавцы и менеджеры начинали свой путь стажерами на торговых точках. К тому же, большая часть офисных сотрудников торговых компаний, такие например, как продакт-менеджеры или менеджеры по закупкам, это бывшие продавцы, которые хорошо себя проявили. Так что не обязательно становиться менеджером магазина – можно сделать хорошую карьеру и в офисе.

Насколько быстро можно сделать карьеру и стать, скажем, менеджером магазина?

Если продвижение по службе будет хорошо развиваться и будет сопутствующая ситуация, старшим продавцом можно стать и после года успешной работы, а менеджером магазина (директором), еще года через два. Правда, для этого даже удачливому продавцу придется хорошо постараться.

Картинки: http://lib.ru/DPEOPLE/EGIDES/egides.txt



Отзывы (2)

диана (Гость) | 8 января 2013 в 18:47

имеет ли правопродавец не отвечать в выходной день на телефонный звонок директору

Ответить

Кристина (Гость) | 2 мая 2015 в 01:20

имеет по закону. Это ваш выходной и точка. Многим это не нравится, но продавец тоже человек.

Ответить


© 2007 – 2023 Technoportal.ua
Карта сайта